По следам сказки -Баба-Яга-

Оиллио
                «Народные загадки сохранили для нас обломки старинного
                метафорического языка. Вся трудность и вся сущность
                загадки именно в том и заключается, что один предмет
                она старается изобразить чрез посредство другого,
                какой-нибудь стороною аналогического с первым.
                Кажущееся бессмыслие многих загадок удивляет нас только
                потому, что мы не постигаем, что мог найти народ
                сходного между различными предметами, по-видимому,
                столь непохожими друг на друга; но как скоро мы поймем
                это уловленное народом сходство, то не будет ни
                странности, ни бессмыслия»
               
                А.Н. Афанасьев. «По поводу 6-го выпуска «Этнографического
                сборника»
               
               

                Многообразие значений символов в сказке «Баба-Яга». Введение

          История возникновения наиболее древних символов и сюжетных линий сказки «Баба-Яга» уходит далеко вглубь веков. Им самое меньшее – тысяча лет! И с этим согласится подавляющее большинство исследователей, ведь к IX веку славяне уже давно обладали значительным фондом религиозных представлений, имели развитую культуру. А Яга – богиня ветров и смерти – по представлениям предков была иерархически подчинённой ипостасью Макоши – богини Судьбы, центральной женской фигуры славянского многобожия.

          Но перенесёмся несколько ранее. Как указывает в фундаментальном труде «Язычество древних славян» выдающийся русский историк Борис Александрович Рыбаков, корни Великой Матери – первообраза, в том числе, Макоши, питают своё начало в палеолите (более XII-X тысячелетий до н.э.), где она отражала идею плодовитости у племён охотников и собирателей Центральной и Восточной Европы. У земледельческих народов III тысячелетия до н.э. образ Великой Матери эволюционировал и имел уже двойное значение: Прародительница Мира, мать богов и всего сущего, с одной стороны, и Мать-сыра-земля – с другой.

          При этом анализ артефактов трипольской культуры показывает, что в ту эпоху ещё не возникли представления о душе, существующей отдельно от тела. Идея существования души, после смерти попадающей в-не-здесь (ирий, навь), появляется лишь в середине II – начале I тысячелетия до н.э. и предваряет появление обряда сожжения умерших. Поскольку идея путешествия души из яви в «ирий» влечёт за собой необходимость введения «способа доставки» – а как душа попадёт в «ирий» (?) – появляется функция и сопряжённое с ней божество-проводник, наша Яга! Оттого у неё такое говорящее имя: корень «га» в переводе с санскрита – «идущий» («гат’а» – «идущий», «гам» – «идти», «ходить», «бхагати» – «бегать»,  «г’ати» – «путь», ср. русские слова «нога», «дорога», «гулять»), а корень «я» – редуцированное в русском языке «джа» санскрита – «рожденный», «существующий»; корень «йа» в санскрите означает «который». Любопытствующие, хорошо знакомые с другими языками индоевропейской семьи, конечно, обратят внимание на разнообразных сходных эпических героев, и это вызовет массу полемики, и тем лучше! – так знание станет ближе.

          Почем вдруг санскрит? О близости санскрита и русского языка (или любого его праязыка) существует представительная литература, и мы не будем останавливаться здесь на этом вопросе. Мы лишь осмелимся предположить, что древний смысл знака «Яга» («  » – «jaga» или «  » – «yaga») – это «Тот, Кто Идёт», «Идущий». А несомненная близость функции Яги, как проводника в мир мёртвых, которая сохранилась и в существенно более позднее время, и основных древних значений корня «га» лишь подчёркивает нашу догадку. Исходя из логической необходимости функции проводника в мир мёртвых у цивилизации, осознавшей идею о душе, независимой от тела, мы приходим к выводу о том, что Яге – не менее 3-3,5 тысяч лет! И этот вывод лежит абсолютно в канве общепринятых научных представлений. Читайте Рыбакова Б.А.

          В начале I тысячелетия до н.э. славяне начинают сжигать своих умерших на погребальных кострах. Этот обычай сменил «скорченные погребения» и продолжал жить вплоть до прихода христианства. «Изба» для «скорченных погребений», поднятая над землёй, является элементом погребального обряда: как обряда захоронения умершего в землю, так и обряда сожжения. Значит, избушке на курьих ножках нашей Бабы-Яги также не менее 3-3,5 тысяч лет. Мы, очевидно, можем реконструировать возникновение древней языковой структуры в виде предания именно в связи с высоким возбуждением общественного сознания в ответ на появление нового обряда. Конечно, процесс этот был длительным и не безоблачным, но сказка всё-таки сложилась.

Продолжение следует, если вам понравилось друзья :)

продолжение здесь http://www.stihi.ru/2018/03/16/11788